О ключевых рисках для рынка лизинга в период коронакризиса РБК+ рассказал директор по рискам группы компаний «Газпромбанк Лизинг» Руслан Музафаров.
— Какие области риска вусловиях пандемии вбольшей степени влияют настратегии лизинговых компаний?
— Очень важно сегодня учитывать факторы рыночных рисков, постоянно анализировать ихи оценивать всоответствии стем, что происходит вэкономике, ставить определенные ограничения поработе стеми или иными отраслями. Например, сейчас группа компаний «Газпромбанк Лизинг» ограничила инвестиции втуристическую, авиационную ичастично вжелезнодорожную отрасли. Задача риск-менеджмента— управлять стоп-факторами, вовремя ихвключать. Ипотом, когда рынок начнет чувствовать себя лучше, вовремя выключать. Насегодняшнем этапе, понятно, несамая простая рыночная ситуация, когда многие стоп-факторы находятся вовключенном состоянии.
— Какие отрасли сейчас наособом контроле сточки зрения рисков?
— Если говорить окрупных рисках,то, конечно, это железнодорожная отрасль. Тут ситуация была сложной еще год назад. Мывидим снижение ставок доходности, видим иброшенные железнодорожные парки. «Газпромбанк Лизинг» неидет сейчас вэту отрасль, как имногие другие лизинговые компании, хотя перспективы есть. Кпримеру, существует определенный спрос нахопперы, платформы идругой специализированный подвижной состав.
Отдельная тема— сделки всегменте пассажирских вагонов, где риски впринципе заметно выше, чем вслучае сгрузовым подвижным составом. Ранее мыработали вэтом сегменте, реализовывали достаточно капиталоемкие проекты ине исключаем, что онможет быть инвестиционно привлекательным вбудущем. Однако наданном этапе наша группа неготова рассматривать это направление бизнеса— есть очень большие вопросы подоходности, позагрузке вагонов из-за снижения пассажиропотока впериод пандемии.
— Как обстоят дела савиационной отраслью, которая тоже сильно пострадала из-за коронакризиса?
—Да, авиационная отрасль сейчас переживает несамые лучшие времена из-за пандемии. Однако портфель «Газпромбанк Лизинг» сточки зрения рисков полностью защищен, поскольку мыне занимаемся крупной пассажирской авиацией. Всфере наших интересов сделки своздушным транспортом, который обеспечивает поддержку инфраструктурных проектов. Кпримеру, мыфинансируем клиентов, которые нуждаются ввертолетах или судах малой авиации для облета трубопроводов газо— инефтеобъектов, пожаротушения, оказания медицинской помощи ит.д.
— Какие сегменты сейчас являются для вас приоритетными?
— Унашей группы компаний все отрасли исегменты бизнеса вприоритете насегодняшний момент, кроме вышеупомянутых. Успешно работаем скомпаниями торговли, добывающей инефтегазовой промышленности, состройкомплексом, логистической, машиностроительной, судоходной ипрочими отраслями.
— Как выдиверсифицируете свой портфель?
— Диверсификация— это долгий процесс. Вее основе лежит наша отраслевая экспертиза— мыпостоянно анализируем рынки, сегменты, следим заэкономикой. Очень хороший пример можно привести как раз сжелезнодорожной отраслью. Улюбой лизинговой компании, которая работает сжелезнодорожным сегментом, именно доля сделок сподвижным составом всегда доминирует впортфеле. «Газпромбанк Лизинг» неисключение.Но, наблюдая засобытиями вжелезнодорожных перевозках напротяжении последних двух-трехлет, мывовремя поняли, что необходимо сокращать наше присутствие вданном бизнесе. Если полтора года назад доля лизинга железнодорожной техники внашем портфеле составляла 80%, тосейчас— 60%.
Соответственно, снизив долю этого сегмента, мыпошли дальше— стали заниматься лизингом авиатехники, морских иречных судов. Эти направления позволяют нам медленно, нопланомерно диверсифицировать портфель.
— Это достаточно капиталоемкие проекты.
— Смотря очем речь. Например, цена узкофюзеляжного самолета (Boeing 737 или Airbus A320) примерно $60млн. Финансирование такого крупного проекта сопряжено сдостаточно серьезными рисками для лизинговой компании, втом числе сточки зрения концентрации инвестиций наодного лизингополучателя.Но, скажем, вертолет стоит уже меньше 1млрдруб. Иэто вполне приемлемый вариант для портфеля. Снебольшими морскими иречными судами такаяже ситуация— всреднем стоимость небольшого судна составляет несколько сотен миллионов рублей.
— Газпромбанк принимает участие вразработке вашей риск-стратегии?
— Группа компаний «Газпромбанк Лизинг» полностью интегрирована всистему риск-менеджмента Газпромбанка. Тестратегии, которые мыпринимаем для себя сточки зрения рисков, полностью соответствуют стандартам риск-менеджмента банка. Это касается ирозницы, икорпоративного бизнеса.
Помимо упомянутого мной рыночного риска вцелом риск-стратегия «Газпромбанк Лизинг» включает всебя следующие укрупненные фокус-группы: анализ кредитного, имущественного иоперационного рисков. Врамках анализа кредитного риска мысмотрим финансовое состояние клиента, его отчетность, будущие денежные потоки. При определении имущественных рисков анализируем обеспечение иоцениваем предмет лизинга сточки зрения его рыночной цены, падения стоимости напротяжении сделки. Если говорить обоперационных рисках, тоздесь речь обоценке внутренних бизнес-процессов лизинговой компании. Такая система риск-менеджмента позволяет нам иметь уровень просроченной задолженности всего в0,1% погруппе, что является одним изсамых низких показателей нароссийском рынке лизинга.
— Почему, запустив два года назад направление автолизинга, выне пошли втакси икаршеринг?
— Такси икаршеринг— высокорисковые сегменты для любой лизинговой компании. Автомобиль такси вбольшом городе может проезжать до100тыс. кмв год иболее. Соответственно, актив изнашивается гораздо быстрее, чем при обычной эксплуатации. Рынок высококонкурентен, апотому вероятность дефолта также высока. Два года назад субпортфель потакси икаршерингу могбы просто «уронить» вцелом наш розничный бизнес. Поэтому сначала нам нужно было нарастить портфель. Сейчас, когда наша дочерняя компания «Газпромбанк Автолизинг» имеет достаточно обстоятельный портфель сделок склиентами изсферы малого исреднего бизнеса, мынамерены обязательно зайти всегменты такси икаршеринга. Носделаем это осторожно ипоступательно. Вближайшее время нашей группе предстоят консолидация иоптимизация продуктовой линейки розничного бизнеса, ив числе прочего мынамерены интегрировать внее соответствующий портфель нашей дочерней компании Carcade сее наработанными риск-технологиями.
— Какой процент отказов пориск-менеджменту ввашей группе?
— Если говорить окорпоративном бизнесе, тоотказы снашей стороны составляют всреднем неболее 10% отворонки. Врознице процент отказов неболее 15–18%. Такой низкий процент отказов относительно, кпримеру, банковских кредитных продуктов обусловлентем, что влизинговых сделках зачастую риск принимается вбольшой степени напредмет лизинга, титул (право собственности) накоторый остается зализинговой компанией доокончания договора лизинга ивыплаты всех лизинговых платежей состороны лизингополучателя.
— Естьли увас какой-то актуальный совет для участников рынка?
— Одна изглавных ошибок любого бизнеса— это завышенные ожидания отбудущих поступлений поконтрактам сзаказчиками. Нужно понимать, что многие инвестиционные программы сейчас замораживаются, объемы бизнеса снижаются. Поэтому совет могу дать только такой: здраво иреалистично оценивать перспективы бизнеса, проводить стресс-тестирование своего cash flow. Также рекомендую тщательно планировать внешние заимствования, свою долговую нагрузку, исходя изреалистичных доходов. Любой дефолт— это негативное событие вравной степени для всех сторон: для лизингополучателя, для лизинговой компании или банка.